Джозефин Босма (Josephine Bosma)
Джозефин Босма
живет и работает в Амстердаме. Начиная с
1993, она работала как журналист в области
искусства, медиа и медиа теории; сначала
на радио (VPRO,
Радио Patapoe),
позже (с 1996) в Интернете. Имеет массу
бумажных публикаций (в журнале Telepolis, Mute,
каталоге Ars Electronica).
Теперь тематика ее исследований
сместилась от журналистики к теории.
Джозефин совместно с Андреасом
Бройкманом организовала net.radioworkshop
в V2, Роттердаме (1997), а также радио секции
next5minutes 2 и 3. Ее работа сфокусирована на
искусстве, звуке и перфомансе в
Интернете, с обращениями к медиа
политике и киберфеминизму. Она также -
мама девочки по имени Дата.
За пределами сетевого искусства.
Дискурс в области сетевого искусства
теряет почву. Прежде в Интернет были
популярны дискуссии, состоявшие из
интересного смешения тем, а общая
ситуация в искусстве немногим
отличалась от положения вещей в других
областях: развитие в той или иной
степени переплеталось с техническими,
политическими и социальными
структурами в сети. По этой причине
долгое время сетевое искусство было
известно лишь небольшой группе «прихожан»,
пока в 1996 г. художники довольно
влиятельного мейлинг листа Неттайм,
посвященному нет критицизму, шутя, не
ввели термин net.art.
Мейлинг лист Неттайм (Nettime) был основан
группой художников и теоретиков, и
некоторое время основной дискуссионной
темой кружка оставалось сетевое
искусство. Междисциплинарная основа
новой медиа теории и практики, которая,
казалось, может стать питательной
средой для этого направления,
затормозилась в своем развитии в
результате столкновения различных
мнений сетевых художников и теоретиков
академической школы. Тогда, в 1997 г.
многие художники покинули кружок.
С тех пор, как художники вышли из
Неттайма и началось (связанное во многом
с этим фактом) обновление мейлинг листа,
так и не найдена равноценная платформа
для междисциплинарной дискуссии о
сетевой культуре. Обсуждение проблем
сетевого искусства перекочевало на
специализированные платформы,
большинство из которых находятся в
руках (или поддерживаются)
художественными организациями. Эта
ситуация отодвинула междисциплинарную
дискуссию еще на более дальний план, в то
же время привязав ее к локальной
несетевой художественной политике.
Влияние и структура несетевого
художественного мира широко
представлены в растущем превосходстве
американской практики сетевого
искусства на всем пространстве сетевого
поля искусств. Это влияние во многом
вызвано двумя факторами: языком и
технологическим превосходством в
развитии сети. К сетевому дискурсу
понемногу подтягивается и веб-дизайн.
Историю искусств можно разделить на
части, среди которых чаще других
используется популярная история
искусств. Это и есть история искусств
как таковая: она используется
средствами массовой информации и
понятна публике в целом. Популярная
история искусств очень тесно связана с
рынком искусств и оценкой предметов
искусства. На протяжении всего ХХ века
популярная история искусств преуспела в
том, чтобы «подвинуть
специализированную историю искусств» (ту,
которая сосредоточена на деталях,
мотивации и дискуссиях). В такой же
степени теперь дискуссия о сетевом
искусстве вынуждена отражать атаки,
связанные с требованием
традиционалистов арт-рынка оценить
неосязаемые «продукты» сетевого
искусства.
Сетевое искусство может казаться
провокационным как по отношению к
популярным ценностям арт-рынка, так и по
отношению к профессионалам-традиционалистам
в области искусств. Соблазнительно было
бы, забегая вперед, довести дискурс о
современном искусстве до крайности и
считать самые последние исторические
завоевания в искусстве грубым
заблуждением. Симулированный» мир
постмодернизма на наших глазах
заменяется новым понятием, которое
стимулируется прямым доступом к медиа,
непосредственным самовыражением и
субъективной реальностью внутри медиа.
Вместо того, чтобы считать сетевое
искусство результатом злоупотребления
линейной художественно-исторической
практики, в первую очередь основанной на
технологических завоеваниях, можно
рассматривать художественную практику
в целом как сложную форму коммуникации
между художником и публикой\средой.
Такое относительно ощутимое изменение
позиции легко ошибочно принять за
попытку потрафить консервативной мысли,
не выходящей за рамки традиционной
художественной практики, мол, «медиа не
так уж важна». Любая медиа, используемая
в искусстве, нужна для представления
специфических практик, традиций и среды.
Дискуссия о сетевом искусстве
приближает нас к тому, чтобы выявить
мотивы и позиции искусства в целом.
Сужение сферы как практики сетевого
искусства, так и сетевой теории
отражается не только на искусстве, а на
окружающей среде, из которой вырастает
искусство, - на информационном обществе.
Выступление на симпозиуме Pro&Contra
расширит изложенные выше соображения и
будет включать в себя примеры
конкретных обсуждений проблем сетевого
искусства и художественной практики.
|