|
|||||||||||||||||||||||||||||
Куратор, арт-критик, издатель. Родился в 1959 г. в Ленинграде. Директор студии “АРТ МЕДИА”, С.-Петербург. Главный редактор “ARTPITER.SPB.RU - современное искусство Петербурга”. Куратор “Интернет-Музея современного искусства С.-Петербурга”, Виртуального кладбища “Новые Литераторские мостки” и др. сетевых и реальных проектов. Автор и издатель CD-ROM “Живопись Ленинграда-Петербурга: 1948-1998” и “Второй русский авангард. Художники общества “Аполлон”, автор статей по современному искусству в “Русском журнале” ARTPITER.SPB.RU - современное искусство Петербурга 30 марта 2000 г. в сети Интернет стартовал ежедневный электронный журнал ARTPITER.SPB.RU (студия “Арт Медиа”, Петербург), который преследует цель формирования информационной среды современного искусства Петербурга. Сайт призван не просто утолить сложившийся в Питере (России, мире) дефицит на систематическое и профессиональное освещение событий современного искусства (СИ), но и (за)фиксировать, какие именно тенденции происходят на петербургской арт-сцене и насколько они отвечают/влияют на “современное искусство” в общеевропейском и мировом контексте. Сегодня в Питере сложился мощный пласт художников и кураторов, литераторов и издателей (в том числе самиздата), мыслящих и творящих на современном языке стремительно меняющейся Европы, сложился не благодаря, а вопреки какой-либо востребованности (не говоря уже о поддержке) со стороны власти и бизнеса. Такая ситуация, может быть, устраивает и художников, и власть/бизнес, однако она никак не может устраивать общество, заинтересованное в обретении новой эстетики пост идеологического общества (эту нишу сейчас заполнили массмедиа). Существующие сайты - это либо “ресурсы” и дайджесты (собирающие все, что есть), либо представительства реальных институций, либо виртуальные музеи и галереи. Все они преследуют узкие (корпоративные) интересы и не заинтересованы в систематическом производстве новостей СИ. Не заинтересованы они также и в объективной и всесторонней, учитывающей различные точки зрения, картине происходящего в Питере. Поэтому главная цель ARTPITER.SPB.RU - создание регулярной информационно-аналитической среды СИ Питера, которая поможет художникам, кураторам, галеристам разобраться во внутрицеховых проблемах, общественности - в происходящем на петербургской арт-сцене, а власти и бизнесу - убедиться в привлекательности арт-территории для инвестиций. В создании такого сайта сейчас оказались заинтересованы все: кураторы и арт-критики, официальные институции и галереи, СМИ и информационные агентства. Сайт позволит держать руку на пульсе актуальных событий, происходящих в Питере, станет реальной точкой сбора информации, поступающей от различных институций, оперативного и систематического "производства" новостей, чего сами институции делать не могут, да и не хотят. Помимо разделов “НОВОСТИ”, “СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ”, обзоров “АРТ-ПРЕССА” и “АРТ-КОНТЕКСТ” сайт открывает трибуну для авторских информационно-аналитических и художественных проектов, направленных на анализ событий (культурных, социальных, политических), происходящих в реальности и в сети, и имеющих непосредственное отношение/влияние на СИ и общество. Такие авторские проекты объединены в разделе “ВЕСТИ С ПОЛЕЙ”. Это ”Другая культура” Дмитрия Пиликина, “ВВС - разбор полетов” Валерия Савчука, “Новости Новой Академии от Тимура Новикова”, “Архив Андрея Хлобыстина”) и “Проекты” (“Дневник Игоря Баскина”, “Виртуальное кладбище Валерия Савчука” и др.). О своих рубриках также заявили Дмитрий Голынко-Вольфсон, Максим Райскин, Алла Митрофанова, Кэнди Малахаев и др. Особое внимание ARTPITER.SPB.RU уделяет художественным проектам, посвященным взаимодействию искусства и жизни, виртуализации реальности (и наоборот, обживанию виртуального мира), а также проектам, связанными с инсталляциями пространства желаний/предпочтений в общественном сознании. Виртуальное кладбище “НОВЫЕ ЛИТЕРАТОРСКИЕ МОСТКИ” Перефразируя известную мысль модернистской эпохи: “музей - кладбище культуры”, можно предложить инвертированную формулу: “кладбище - музей культуры”. Действительно, не с кладбища ли брали свое начало крупнейшие коллекции мира, заимствуя у него надгробия и скульптуру, а также образцы древней письменности, запечатленные в эпитафиях? Но если классическое кладбище - музей культуры ушедших веков, то виртуальное кладбище становится средством музеефикации современной культуры. Проект ВАЛЕРИЯ САВЧУКА “Виртуальное кладбище “НОВЫЕ ЛИТЕРАТОРСКИЕ МОСТКИ” (www.artmedia.pl.ru/kladb, студия “Арт Медиа”, Петербург) возрождает жанр эпитафии в клубном кибер-сообществе петербургских интеллектуалов и проблематизирует целый ряд аспектов: политический (протест против прихода на Литераторские мостки “денежных” мешков), социальный (потеря человеком самоидентификации), художественный (акция, эстетизирующая смерть), институциональный (“кладбище” как музей современной культуры), коммуникативный (сетевое сообщество художественной публики) и др. Используя метафору кладбища, Савчук инсценирует атмосферу художественного сообщества петербургских интеллектуалов, сложившегося в Галерее “Борей” и на Пушкинской, 10. Однако виртуальные “посиделки” на “надгробиях” в реальной галерее трансформируются в киберпространстве в репрезентацию интеллектуального и духовного (со)общества Сети. Виртуальное кладбище становится метафорой “мистической общины”, “art community” (Б.Гройс). Уплотненность на реальном кладбище разных людей, собранных чужой волей в специально для этого уготованном месте, - все это рождает ассоциации с “коммуналкой” Ильи Кабакова. В таком формальном аспекте можно говорить о кладбище как о коммунальной квартире. Если же обратиться к понятию “коммунальное” как “неподконтрольная сторона коммуникации”, то становится понятным, что для реального кладбища такая коммунальность уже не грозит, так как там отсутствует коммуникация. Но “коммунальность” Гройса-Нанси не грозит и виртуальному кладбищу, где отсутствует “неподконтрольность” образа человека, которая и рождает “выставленность” человека в коммунальном. Перенос “кладбища” в киберпространство привносит “реальное” в “виртуальное” и рождает метафору бессмертия, перенося и эстетически обживая и обустраивая в Сети “дела земные”. При этом кибернетическая эстетика виртуального кладбища (печатные платы вместо участков, мониторы вместо надгробий) одновременно дистанцируется от реального кладбища и утверждает новое сетевое сообщество как новую реальность, лежащую вне традиционных представлений о жизни и смерти. Реальное кладбище всегда было символом конечности человека, но и символом его последнего пристанища. Угроза атомной войны и гибели музеев рождает страх окончательной гибели человека. В этих условиях виртуальное кладбище - собрание эпитафий и текстов - возрождает иллюзию бессмертия в форме “бесконечного текста” (Деррида), иллюзию “на бесконечное существование за пределами личной смерти. Таким образом, виртуальное кладбище - это и музей, и кибер-община, и часть “бесконечного текста”, и область “внесмертия” - сетевое кладбище будушего. “Развейте мой прах по Сети”, - такие распоряжения будут оставлять после себя сетевые литераторы, художники, программисты. И чем как ни памятниками являются разбросанные сегодня по Сети их статьи, картины, проекты и Web-страницы? Виртуальный музей - новая реальность В художественных ресурсах России появился виртуальный “Музей современного искусства Петербурга: 1940 - 1990-е” (студия “Арт Медиа”, Петербург, 1999). Это действительно виртуальный музей. “Виртуальный”, поскольку такого музея физически еще не существует. “Музей”, потому что это все-таки художественная институция, хоть и экспонируемая в сети, но основанная на реальной коллекции со своим архивом документов, базой данных и оригинальными выставками, которые составляют “реальные” работы, находящиеся в собрании музея, у художников и коллекционеров. При кажущейся аналогии с обычным музеем виртуальный музей (ВМ) - несомненно, новая реальность, выходящая за рамки традиционного представления о реальном музее (РМ) с его ПОСТОЯННОЙ экспозицией и ВРЕМЕННЫМИ выставками, так как экспозиция ВМ постоянна лишь в своем развитии, а время “работы” выставок может исчисляться годами. Зритель “посещает” ВМ на своем домашнем компьютере. Это не воскресный выход с семьей в Эрмитаж или Третьяковскую галерею. В ВМ вы не “прикоснетесь” взглядом к “живым” картинам, не станете участником... Вот только чего? Действия, происходящего на сцене, или зрительской аудитории, находящейся в зале? Появление театра, а позже кинематографа не убавило интереса к книге, потому что только с книгой человек по-настоящему погружается в “новую реальность”, которую сам воссоздает в своем сознании. Так же и с ВМ, с которым он общается один на один и устанавливает с ним личные и вполне доверительные отношения. У РМ и ВМ разные отношения к сети. Первый рассматривает сеть как способ представительства своей деятельности; второй - как способ ведения самой деятельности, т.е. как способ существования. РМ размещает в сети справочную информацию о музее, его задача - заинтересовать зрителя в действительном посещении музея. ВМ размещает в сети собственно экспозицию музея и собственно выставки; его задача - показать зрителю ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС то, что в другом месте он увидеть не сможет. РМ не вступает в “полноценную” сетевую жизнь (у РМ, как правило, отсутствует страница ссылок), для него Интернет - одна из рекламных площадок. Для ВМ само его существование обусловлено максимальным включением в сетевые ресурсы, совместные проекты и т.п., без участия в которых о нем никто не узнает. ВМ - идеальная площадка для куратора, который теперь не связан ни помещением, ни физическим местонахождением работ, ни отсутствием средств для издания каталога. Его идея найдет в виртуальной среде адекватное воплощение, а статья к выставке и каталог “выйдут” в том “тираже”, который будет востребован зрителем. ВМ открывает новые возможности и для художника, выставку которого теперь увидят не только друзья и знакомые в ближайшей галерее или городском музее в течение месяца, а “широкая мировая общественность”, до которой, конечно, нужно еще достучаться. Но это уже проблема нового - сетевого - куратора, который должен четко представлять что, кому и как он доставит с помощью мировой сети. Арт-рынок тоже не может оставаться безучастным к появлению новых конкурентов - виртуальных музеев и галерей, которые “доставляют” свои предложения прямо в дома коллекционеров и любителей искусства. Они предлагают убедительную информацию, гарантируют доставку и проведение безналичных расчетов через банк. Можно много еще искать сходств и отличий ВМ от РМ. Важно другое - виртуальный музей - это новая реальность. Именно так его и следует воспринимать. |
главная
страница | идея | структура
| программа | участники
| регистрация
| организаторы
| история |
© MediaArtLab 2000 |