Катерина Либеровская
Канадская
медиа художница,
которая работает в области
экспериментального видео и мультимедиа с
конца восьмидесятых. За эти годы она
создала многочисленные single-channel
видео и инсталляции, среди которых: "A
SCRATCH Y2K HUSH-SONG", "RUSSIAN SOUL-SEARCHING", "EPHEMERIS",
"XXII", "LE BRUISSEMENT DES LANGUES", "SUPERMARKET
STRATEGY: A SHOWCASE STORY", "GLISSEMENT DANS UN VIRAGE COMPLET",
"HAPPINESS: A VIRTUAL SKETCH", а также
"FROZEN INK" - работа,
завоевавшая несколько наград в Европе и
Северной Америке. Ее работы выставлялись
по всему миру и включены в художественные
коллекции видео Национальной
Художественной Галереи Канады и
Художественного Банка Совета Канады, а
также в ряд частных коллекций. В
1990 Кэтрин
получила
диплом
"Composite Image" в
Atelier d'Image Composite de l'Ecole des
Beaux-Arts de Poitiers во
Франции. Кэтрин
была награждена дюжиной грантов и призов
в Канаде и во Франции. В настоящее время
живет и работает в Монреале, где, в
дополнение к артистической практике,
преподает ТВ production
и продолжает пост дипломные занятия в
Отделе Коммуникаций Университета
Конкордиа. Ее академические исследования
сконцентрированы на осмыслении значений
"Новых Медиа" для артистической
практики. Кроме того, она ведет активную
деятельность в качестве независимого
организатора и куратора медиа событий.
Мультимедиа в эпоху машин
Генеалогия мультимедиа сквозь призму
авангардистских движений в западном
искусстве
Когда речь заходит о «новых технологиях»,
чаще других можно услышать словечко «мультимедиа».
«Мультимедиа» еще даже не попала в
словарь. Я обнаружила определение «мультимедиа»
с помощью одного из интернетовских
броузеров: это «новый способ
коммуникации, включающий в себя синергию
между звуком, образами и текстом».
Такое определение оставляет меня в
недоумении, связанном с самим термином «мульти-медиа»
(через черточку) и его вариациями, такими
как интермедия и микст-медиа (смешанная
техника), которые по крайней на
протяжении десятилетий уже
употребляются в художественной среде. К
тому же, с тех пор как люди ходят по Земле
они, по-видимому, имеют дело именно с
синергией между различными
художественными формами. Считается, что в
сегодняшней цифровой «мультимедиа» (которую
можно назвать еще и гипермедиа) как в
одной мультисенсорной точке сходятся
визуальный, аудио- и текстовой материал
внутри интерактивной компьютерной среды.
Она может принимать любую форму и
состоять из любых комбинаций: текст,
гипертекст, двухмерная и трехмерная
графика, анимация, движущееся
изображение (цифровое видео или фото),
голос, музыка, звуковые эффекты.
Считается, что все эти компоненты «наконец-то
начинают сливаться воедино в одну медиа,
которая приближена к реальному
жизненному опыту», который не имеет ни
начала ни конца и может быть доступен
спорадически.
Являясь практиком электронного
искусства уже на протяжении длительного
времени, постепенно «оцифровываясь» и
двигаясь в направлении «мультимедиа», я
особенно заинтересовалась в
происхождении этой так называемой «новой
формы», которая быстрыми темпами
становится крайне популярной как в мире
искусства, так и многочисленных
корпоративных областях. К моему
удивлению, задача проследить
историческую эволюции мультимедиа
оказалась непростой. В самом деле, в то
время как большая часть современных
публикаций превозносит ее достоинства и
предсказывает ей процветание, а
некоторые подробно рассматривают
технологические аспекты развития
основных ее компонентов (таких как
гипертекст или графические возможности
интерфейса), похоже, никому не приходит в
голову обратиться к источнику концепции
мультимедиа, интеллектуальному наследию
самой идеи слияния нескольких различных
художественных форм в одну.
Итак, я обратилась к истории западного
искусства, и там нашла многочисленные
теоретические и практические
предпосылки этой концепции среди
направлений и движений различных эпох. В
этом выступлении я намерена
проанализировать то, что мне
представляется ключевыми моментами в
развитии западного искусства, и
предпринять попытку отметить если не
влияние, которое они оказали не эволюцию
известной нам теперь мультимедиа, то хотя
бы параллели между прошлыми идеями и
сформировавшимися в наше время «революционными»
технологическими концепциями. Хотя
поиски корней концепции мультимедиа
могут завести нас в античность с ее
первыми моделями слияния различных
художественных форм (устный рассказ под
музыку, музыка и танец, различные
сочетания театральных форм и т.д.), я
сосредоточила внимание на выбранном
наугад временном промежутки между
серединой 18 и серединой 19 веков,
отмеченной техническими открытиями
эпохи индустриальной революции. Это
время, предшествовавшее не только
цифровой, но и электронной эпохе,
знаменательно концом Эпохи Просвещения и
началом Нового времени, которое называют
еще и Эпохой Машин. Данная тема
представляет собой огромную
неисследованную территорию, и в этой
работе я могу дать лишь ее общую
характеристику и указать на некоторые
возможные направления для исследований.
Далее, взяв за точку отсчета творчество
Рихарда Вагнера и движение символистов в
Европе, выстроенные на основе традиций
Ренессанса, я продолжила свое
исследование на примере футуристов,
кубистов, конструктивистов и Василии
Кандинском как уникальном явлении. Затем
я проанализировала антихудожественную
тактику дадаистов и сюрреалистов, а также
идеи Марселя Дюшана. Далее я перехожу к
экспериментам Баухауза с его идеалом
нового художественно-технологического
единства и заканчиваю американским
композитором Джоном Кейджем, который
оказал важное влияние на сегодняшнее
искусство и мысль. Я надеюсь, что такой
генеалогический анализ прольет свет на
генезис концепции мультимедиа и
продемонстрирует, что та форма, с которой
мы имеем дело сегодня, - отнюдь не продукт
нынешней «технологической революции», а
скорее цифровое воплощение идей, которые
присутствуют в разных видах искусства
уже более ста лет.
|