Костя Митенев
Сетевой художник
Галерея Бионет
В 1994 году Санкт-Петербург
посетил корабль техноарта Штубниц. Это
была первая миссия западного киберпанка
в город, готовый к совершению
технореволюции. К тому времени
прогрессивная молодежь СПб буквально
купалась в техносаунде рэйвов,
спорадически заражавших "эпидемией
танца" стадионы Москвы, бассейны,
интерьеры крупных театров, дворцов и
Планетария Санкт-Петербурга. В то же
самое время рос интерес к компьютеру. Он
был слишком недоступен, он был запределен,
космичен. Им тайно восхищались -его
откровенно опасались. Компьютер, этот НЛО
будущего человечества, принес мессэдж в
Санкт-Петербург фильмами "Терминатор",
Джурасик парк в плохих копиях, сделанными
пиратских видеостудиями и короткими
заставками используемыми телевидением.
Ходил слух о некой тайной, едва ли не
подпольной сети Интернет, в которую
соединены все компьютеры мира.
Российская масс-медиа оказала неоценимую
услугу развитию киберкультуры в Санкт-Петербурге.
Она пугала своих читателей слухами о
тотальной слежке через сеть, о страшных
программистах-хакерах, нарушающих
спокойствие властей и беспредельной
порнографии, творящейся в среде этой
бесстыдной и разнузданной сети. И,
разумеется, привлекла симпатии молодежи
Санкт-Петербурга на сторону этого
неведомого монстра информационного
беспредела.
В то время Компьютер не был ни Маком ни
ПиСи, он был чем-то вроде Супермашины, с
которой играл чемпион мира по шахматам
Гари Каспаров. Чем-то вроде Силикон
графика. Штубниц не только предоставил
себя в качестве сцены, на которой Можно
было устраивать отвязную
техножестикуляцию, он дал понять нам, что
компьютер прост как гаечный ключ, что
компьютеров вокруг как грязи и что им
может пользоваться любой прохожий. Между
тем в художественной среде города,
традиционно поощрявшей актуальные
переживания молодежи, прослеживалось
явное неприятие "новых технологий".
Главный аргумент- эстетическая
холодность и всеядность компьютера, за
которым скрывалось: дороговизна и
отсутствие специальных знаний.
Поразительно но факт- апологеты как
классической, так и авангардной арт-
сцены были едины во мнении, что компьютер-
это "протез" для художника. Но уже
прозвучало волшебное слово:
Интерактивность. Им бредили, оно тащило
за собой в мир Гипертекста и
Киберпространства. В сравнении с ними
словосочетание секс, рэйв и драг
выглядело дешевой мыльной оперой одного
из местных телеканалов. С 95 по 96 год
велось интенсивное теоретическое
исследование Интерактивности -
Гипертекста - Киберпространства.
Проводились семинары, выступления
отечественных и западных медиа-теоретиков:
Льва Мановича, Кэти Рэ Хоффман, Аллы
Митрофановой, Олега Филюка, Анатолия
Прохорова, Владимира Могилевского,
Татьяны Могилевской. На Пушкинской 10, при
Фонде Свободная Культура, был создан СПб
ТехноАртЦентр, который располагал первым
арт-компьютером ( ПС 480). Благодаря этой
машине мы провели свои первые
интерактивные коммуникации с Хельсинки (Энди
Бэст), а затем с Готеборгом- Лондоном .
Стало ясно, что Интерактивность- это
молодая идеология. Санкт-Петербургские
медия-художники становились Виртуальным
Коммьюнити. Стихийно образовалась группа
Митенев-Митрофанова (Тенев- Твинс),
которая при содействии и поддержке МУУ
Галереи, Энди Бэста и Тапио Макела,
Хельсинки, организовала Первую
Российскую Киберэкспедицию Нетман. На
сервере МУУ Галереи мы создали и повесили
свои первые Нет Проекты: я- "Ундину",
Алла Митрофанова- нет-журнал "Виртуальная
анатомия", группа Речники ( Рома Грузов,
Тимофей Абрамов)- сайт Речников.
Вскоре мы участвовали в открытии Первого
Российского Нет кафе "Тетрис" на
сервере компании Дукс в СПб. В свою
очередь сервер позволил использовать
свои технические возможности для
реализации наших сетевых проектов и
международных коммуникаций. В "Тэтрисе"
мы проводили онлайн конференции с
Амстердамом (Next5Minutes), с Нью-Йорком (видео-
Конференция киберфеминисток "Дигитальное
Тело" ), были участниками Первой
Технопати через Интернет "Грэйт Клон
Пати" (Линц-Берлин- Париж- Лозанна-
Женева- СПб- Осака- Сан-Франциско) В
середине 96 года у меня появился
собственный ПС Пентиум-100.
Работая в сети и с сетью, меня перестали
интересовать физические арт-
пространства с их разногласиями между
художником и куратором, где художник
вынужден танцевать под дуду кураторских
коньюктур. К тому же плохо
репрезентируемая эстетика дигитальных
пространств абсолютно не интересовала
арт-сцену Санкт-Петербурга. Понятно, что,
имея доступ к серверу, совершенно ни к
чему Зависеть от каких бы то ни было
галерейных склок. В киберпространстве
можно было сделать собственную
электронную галерею дигитального арта.
В начале 97 года я повесил на сервер свой
первый гипертекстовой фильм "Битые
файлы". Он представляет собой комикс на
тему СПб 20-30 годов следующего миллениума.
Этот фильм стал навигировать мою работу в
последующие два года. Собственно,
благодаря ему мной была организована "Грэйт
Клон Пати" в СПб и создана дигитальная
галерея Бионет. В процессе "дигитальной
революционизации" актуальной культуры
мы оказались в ситуации создания
собственного дискурса. Во-первых, мы
вошли в киберпространство на новом
поколении броузеров. Свои проекты мы
осуществляли уже in Netscape Gold, И только
понаслышке знали о существовании Мозаики
и других броузерах, которые приходилось
создавать первому поколению "новых
медиа" художников. Во-вторых, нас
изначально интересовала проблема "телесного"
в киберпространстве: Ундина, Виртуальная
Анатомия. В-третьих, исследовательский
пафос лаборатории воздействует на наши
умы значительней любых "политических"
дискурсов, Весьма интересных для "новых
медиа". Поэтому, осознавая себя частью
поколения, существующего креативно в
неразрывной связи с киберпространством,
я предложил собственный манифест,
работающий сегодня как навигационная
база Галереи Бионет: Следующие Медиа и
сетевой проект в 3D
Позитивные Модели Будущего
СПб.
|