Анатолий Прохоров
Анатолий Кричевец
Сеть взаимовластных отношений и
делиберативная демократия
Появление и быстрое развитие Интернета
не является побочным эффектом
технического прогресса, но вписано в
поле проблем, встающих перед обществом.
Интернет так динамичен именно потому,
что общество уже готово ставить и решать
определенные проблемы с помощью
Интернета. Нет ничего удивительного в
том, что первыми появляются самые
простые решения самых естественных
проблем: торговля через Интернет,
сетевое общение частных лиц, реклама. Мы
хотим обратить внимание на более
глубокий пласт задач и возможностей
Интернета.
Речь идет об Интернете как материальном
носителе того, что вслед за Ю.Хабермасом
можно назвать делиберативным
пространством - пространством
общественной жизни, в котором
происходит обсуждение идей,
согласование интересов, поиски
компромиссов и т.п. В частности, здесь
происходит и взаимодействие между
структурами государственной власти и
относительно слабо структурированным
обществом. Напомним, что Ю.Хабермас
считал такое взаимодействие решающим
условием возможности совместных
позитивных ответов государства и
общества на вызовы времени. Существенно,
что делиберативное пространство не
устанавливает и в принципе не может
установить жестких рамок для
происходящих в нем взаимодействий.
Однако обязательность общественных
связей не сводится только к
обязательности исполнения законов и
прямых предписаний.
В нашей работе анализируются некоторые
возможные пути развития и расширения
делиберативного пространства в рамках
Интернета. Особенности того типа
обязательности, который может быть
связан с Интернетом, позволяют назвать
осуществляемые в этих рамках отношения
между государственными структурами и
обществом взаимовластными.
Сообщество законопослушных, т.е.
подчиненных в известных границах
государственным органам граждан,
осуществляет свою власть над
государством не только посредством
электоральных процедур, но и
посредством требования открытости
государственных органов. Выработка
конкретных форм открытости должна
осуществляться совместно государством
и обществом. Отказ от открытости со
стороны властных структур не может,
конечно, напрямую приводить к санкциям
со стороны общества, но может
корректироваться посредством давления
на зависимые от электоральных процедур
государственные органы.
С течением времени подобная система
отношений может стать неотъемлемой
частью нового государственного
устройства, столь же естественной, как
существующие сейчас средства массовой
информации.
|