Янош Шугар (Janos Sugar)
Художник, профессор
медиа теории отделения Интермедиа
Венгерской Академии изящных искусств,
Будапешт.
С 1980 по 1986 Шугар -
активный участник выставок и акций
Индиго, междисциплинарной
андерграундной художественной группы во
главе с Миклис Эрдэйли. Начиная с 1984,
Шугар участвовал во множестве
национальных и международных выставок.
Также является автором большого числа
перфомансов, фильмов и видео. С 1990 по 1995 он
был членом правления Киностудии
Balazs Bala в Будапеште. С
1990 Шугар читает лекции по медиа искусству
и теории в Интермедиа Отделении
Венгерской Академии Искусств. В 1992
художник выставлялся на Документе IX,
Кассель. 1994 - резиденция Artslink в Институте
Искусства Кливленда; в 1997/98 - четырех-месячное,
в 1999 - трех-месячное участие в
Эксперимента Интермедиа, Нью-Йорк. Его
фильмы с 1998 находятся в Архивах Антологии
Фильма в Нью-Йорке.
Из случайно записанной беседы между
Яношем Шугаром и Йоханом Сьерпштра
Я.Ш. Возьмем прилежного
капиталистического тигренка образца Юго-Восточной
Азии - и тут же окажемся в условиях новой
государственной системы:
капиталистической диктатуры. Народные
массы не слишком интересуются, что
происходит в подземельях тайной полиции,
потому что условия жизни приятны: море,
солнца, «расслабуха». Как
только в каком-то месте условия жизни
становятся слишком хорошо (или слишком
нехороши?), диктатор может навести
порядок среди заспанных граждан во время
сиесты (или среди продрогших граждан,
засидевшихся в морозильных камерах)
одним мановением полицейской палочки.
Теперь, когда грядет глобальное
потепление, всю Евроамерику ожидает
сиеста в середине дня. Потепление климата
принесет с собой не глобальное
информационное или коммуникативное
общество, а первую эру кондиционирования.
Как только воздух в штаб-квартирах IBM,
Coca-Cola и т.п. станет теплее, придет конец
знаменитой производительности этих
компаний, - ведь ко всему станет прилипать
грязь. Настанет эра полусна, дремлющих
полицейских и жужжащих вокруг серверов
мух. Вот тут и нагрянут викинги, чтоб
навести порядок в этом спящем царстве.
Й.С. Вам знакомо понятие морфогенеза?
Выдающийся английский ученый в области
физиологии растений Руперт Шелдрейк в
своей книге, опубликованной в 1981 г.,
подчеркивает фундаментально новый
взгляд на мир, согласно которому
мироздание управляется не физическими
законами, - оно представляет собой
саморегулирующаяся систему.
Морфогенетические пространства прошлых
систем проявляют себя, в рамках
однородных структур будущего, через «морфорезонанс»,
и не становятся в ощутимо слабее в случае,
когда старая и новая системы изолированы
в пространстве и времени.
Я.Ш. Это означает, что знание ограничено в
какой-то верхнем порядке, если все
прошлые системы заданного типа оказывают
влияние на современные системы такого же
типа. Таким образом, любая система может
родиться как искривленное гипнотическое
послание от системы, предшествовавшей
всему. Ясно, что когда-то существовала
одна-единственная система, а все
последующие современные системы - лишь ее
морфогенетические потомки. Тогда
получается, что современную ситуацию
можно представить себе как искаженный до
неузнаваемости символ с каким-то
определенным значением. Так давайте
попытаемся во всем распознавать тот
самый элемент, «морфорезонансом»
которого, возможно, и является наш мир!
Й.Сьерпштра - голландский социолог (настолько
нам известно)
|