Райво Келомес (Raivo Kelomees)
Медиа
художник, проектный
координатор Е-Медиа
центра Эстонской
Академии Искусств.
Начиная с 1994, лектор по истории медиа
арта и кибер культуре в Эстонской
Академии Искусств. Участие в видео и
медиа арт фестивалях: French-Baltic
Video Art Festivals (1993, 94, 96) -
Гран при в
1994; WRO 95, Wroclaw; Second International Video and Electronic Art
Manifestation в Монреале
1995, French-Baltic-Nordic
Video and Electronic Art Festival,
Рига 1997, 20-ый Фестиваль Видео Токио, 1998 (серебряная
медаль). Куратор "offline@online"
фестиваля электронного и цифрового
искусства.
Курировал выставки " S и K " (1991, 92, 93),
"Para 89"
(" Кристаллы Темноты ", 1993 в Swdertllje,
Швеция) и French-Baltic
Video Art Festival в
Таллинне.
Публикации:
Начиная с 1985 - более, чем 150 статей в
главных культурных и художественных
журналах и газетах Эстонии, в последние
годы фокусировка главным образом на
медиа и электронном искусстве. В 1988
написал первый на эстонском текст об
искусстве видео (издан в художественном
журнале "Kunst"
1989).
Написал книгу по Сюрреализму (" Kunst
Издатели " 1993).
Один из модераторов круглого стола "Медиа
среда и новые образовательные модели",
Медиа-художник и эскперт в области
мультимедиа
Способы выражения и технологические
навыки
Основной вопрос заключается в
определении, насколько
квалифицированным в области
мультимедийной технологии должен быть
художник, в какой степени он владеет
компьютером и программным обеспечением,
для того чтобы работать в качестве
художника и автора медийного искусства.
Анализируя словосочетание «специалист
в области мультимедиа», мы сталкиваемся
с выбором: описывать его как бессмыслицу
либо понять в узком смысле, не соотнося
его с персональным умением в каждой
отдельной подобласти мультимедиа.
В идеале предполагается, что такие
персоналии являются мульти-специалистами,
равных которым трудно сыскать. Здесь мы
входим в область «мульти», включающую в
себя элементы звука, видео, графики,
гипертекста, программирования, HTML-кодирования,
и если к ним прибавляется культурный
уровень да еще и экономические знания,
мы может говорить о том, что это и есть
признаки художника третьего
тысячелетия. Сомневаюсь, что есть
возможность отыскать такого рода
интеллектуальных суперменов.
Мультимедийные художники - типичные «деятели
того-сего». Причина, по которой они
занимаются то тем-то сем, заключается в
их воле к самовыражению. Они вкладывают
в эту деятельность все свою силу. И это
важный механизм (мотор), который
подстегивает их к тому, чтоб учиться и
действовать. По ряду причин этот фактор
недооценивается. «Человек с мотором»
стремится к самовыражению «до крови», и
как человек талантливый осваивает
технологию гораздо быстрее других.
Прослеживается тенденция в том, как «авторы»
изучают технологию, достигают
профессионализма в области мультимедиа
и становятся представителям
технологического искусства, в то время
как люди технологического мира крайне
редко работают как художники. Похоже,
последних больше завораживает
искусство получения доходов.
Мы сосредоточены на мультимедиа и с
точки зрения будущего художественного
образования, которое состоит не в том,
чтобы обучать лишь необходимым навыкам (мастерству)
и тренировать зрение, а в том, чтобы
понять, в какой мере возможно
использовать такие навыки в
художественной практике и в каких
случаях лучше использовать их как можно
меньше.
Традиционное умение ковродела или
хрустальных дел мастера относительно
бесполезно, с точки зрения современного
художественного мира. Новая область
цифровой мультимедиа не прошла
фильтрации через институализацию и
существует лишь благодаря энтузиастам.
Такого рода области не относятся к
официальному университетскому уровню
художественного образования в Эстонии.
Работы художников, техно-художников и
дизайнеров зачастую основаны на чувстве
контекста и чутье на новые течения. В
этом смысле, какими бы блестящими
способностями ни обладал художник, они
становятся бесполезными, если он(она) не
чувствует, в каком случае и к чему они
прикладываются. Эстонский художник
Эдуард Вииралт однажды охарактеризовал
Марка Шагала как человека с довольно
низкими способностями рисовальщика.
Шагал гораздо более известен, нежели
Вииралт, который был потрясающим
графиком, почти национальным героем
Эстонии, практически неизвестным в мире.
Значение и влияние искусства не
измеряются технологическим блеском и
количеством художественных работ.
Вопрос о мере и есть вопрос
профессионализма в области мультимедиа.
Художник производит свой продукт не в
пустоте, а в культурной окружающей среде.
А влияние и значение его работы не
оценивается в зависимости от общего
количества часов, которые он провел за
работой, или от виртуозности
примененных навыков.
|